Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду


ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

В силу ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
  • Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
  • Хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов)

Абзац 1 ч.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ исключает из числа лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Таким образом, законодательство не предусматривает взимание платы за установленные ст.16 Закона № 7-ФЗ виды негативного воздействия на окружающую среду с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

При этом в случае наличия у юридического лица или индивидуального предпринимателя одновременно объектов IV категории и объектов, относящихся к иным категориям, определенным законодательством (I, II, III), плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется и вносится по всем объектам, включая объекты IV категории.

Одновременно необходимо обращать внимание, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность постановки объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, которые не относятся к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» (далее – Критерии).

Таким образом, если на объекте образуются отходы производства и потребления, но при этом отсутствуют иные виды негативного воздействия на окружающую среду, указанные в Критериях (п.6 Критериев), такой объект не подлежит постановке на учет в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (не включается в государственный реестр объектов, заявка о постановке на учет не подается).

Указанные положения закреплены также ч.4, 5 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ):

  • внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы;
  • плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.
Способы определения размера квартального авансового платежа

Федеральным законом от 27.12.2019 N 450-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливается, что лица, обязанные вносить плату за НВОС, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС:

  • в размере 1/4 суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год;
  • в размере 1/4 суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (сбросов), временно разрешенных выбросов (сбросов), лимитов на размещение отходов;
  • в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".


Порядок и сроки внесения


Способы определения размера квартального авансового платежа

Федеральным законом от 27.12.2019 N 450-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливается, что лица, обязанные вносить плату за НВОС, вправе выбрать один из следующих способов определения размера квартального авансового платежа для каждого вида НВОС:

  • в размере 1/4 суммы платы за НВОС, подлежащей уплате за прошлый год;
  • в размере 1/4 суммы платы за НВОС, при исчислении которой платежная база определяется исходя из объема или массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов (сбросов), временно разрешенных выбросов (сбросов), лимитов на размещение отходов;
  • в размере, определенном путем умножения платежной базы, которая определена на основе данных производственного экологического контроля об объеме или о массе выбросов (сбросов) загрязняющих веществ либо об объеме или о массе размещенных отходов производства и потребления в предыдущем квартале текущего отчетного периода, на соответствующие ставки платы за НВОС с применением коэффициентов, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Квартальные авансовые платежи не вносятся в текущем отчетном периоде лицами, обязанными вносить плату, в случае начала осуществления деятельности указанными лицами в течение данного отчетного периода.

Выбранный способ определения квартального авансового платежа на год, следующий за отчетным периодом, указывается в составе декларации о плате за НВОС.

Внесение платы по месту нахождения объекта размещения


В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» с 01.01.2016 года плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Таким образом, при оформлении платежных поручений необходимо указывать следующие платежные реквизиты и ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен объект размещения отходов.

В случае если размещение отходов осуществляется на нескольких объектах, то необходимо оформлять соответствующее количество платежных документов с указанием конкретных сумм и соответствующих ОКТМО, которые необходимо внести согласно первичным документам, подтверждающим размещение отходов.

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ, ВНЕСЕННЫХ В ГРОРО


Коэффициенты к ставкам платы за НВОС


В целях стимулирования хозяйствующих субъектов к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий к ставкам платы за НВОС применяются коэффициенты 0, 1, 25 и 100.

В случае несоблюдения снижения объема или массы выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, исчисленная за соответствующие отчетные периоды плата за объем или массу выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, которые превышают нормативы допустимых выбросов (сбросов) или технологические нормативы, подлежит пересчету с применением коэффициента 100.

Одновременно вводится запрет выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, и относящегося к областям применения наилучших доступных технологий, если на указанном объекте применяются технологические процессы с показателями, превышающими показатели наилучших доступных технологий.

С 1 января 2020 года применяется значение коэффициента, установленного за сверхлимитные выбросы в воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа, равное 100

Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного п. 3 ст. 16.4 № 7-ФЗ от 10.01.2002.


Оформление платежных поручений


В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) «Об охране окружающей среды» с 01.01.2016 года плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Таким образом, при оформлении платежных поручений необходимо указывать следующие платежные реквизиты и ОКТМО муниципального образования, на территории которого расположен объект размещения отходов.

В случае если размещение отходов осуществляется на нескольких объектах, то необходимо оформлять соответствующее количество платежных документов с указанием конкретных сумм и соответствующих ОКТМО, которые необходимо внести согласно первичным документам, подтверждающим размещение отходов.


Невыясненные платежи


В связи с некорректным заполнением платежных документов на перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду, оплаченные природопользователями денежные средства не зачисляются на лицевой счет Северо-Западного межрегионального Управления Росприроднадзора, а остаются невыясненными платежами на счетах органов Федерального казначейства. В результате у природопользователей возникает задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.

Северо-Западное межрегиональное Управление Росприроднадзора не располагает достоверной информацией о невыясненных платежах, в результате самостоятельно уточнить вид и принадлежность платежа не представляется возможным.

На постоянной основе обновляется информация о невыясненных платежах.

Управление просит природопользователей проверить наличие/отсутствие своих перечислений в обновляемой таблице.


ОБРАЗЕЦ ЗАЯВЛЕНИЯ

РЕЕСТР НЕВЫЯСНЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ


Нормативные правовые акты и формы документов по заполнению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Формирование декларации о плате за НВОС в личном кабинете природопользователя.pdf

PDF , 5.81 Mb

17.10.2023 10:35

Инструкция по настройке ЭЦП.pdf

PDF , 2.33 Mb

17.10.2023 10:35

Приказ Минприроды РФ 1043 от 10.12.2020.docx

DOCX , 89.12 Kb

17.10.2023 10:35

Постановление Правительства 913 от 13.09.2016.docx

DOCX , 33.58 Kb

17.10.2023 10:35

Постановление Правительства РФ от 31.05.2023 N 881.docx

DOCX , 96.49 Kb

07.12.2023 12:23