Порядок предоставления отчетности по форме 2-ТП (воздух)
Отчетность по форме 2-ТП (воздух)
Срок сдачи – не позднее 22-го января года, следующего за отчетным.
Указания по заполнению формы № 2-ТП (воздух) утверждены приказом Росстата от 08.11.2018 года № 661«Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха».
Сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в результате хозяйственной или иной деятельности которых:
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ превышают 10 тонн в год;
- объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по ОНВ составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель заполняет форму и предоставляет ее в территориальные органы Росприроднадзора по месту учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее – ОНВ), имеющему в своем составе стационарные источники загрязнения атмосферного воздуха.
В случае если ОНВ, эксплуатируемые юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, находятся на территории разных субъектов Российской Федерации, то отчет по форме предоставляется отдельно по каждому субъекту Российской Федерации в соответствующие территориальные органы Росприроднадзора по месту учета ОНВ.
Статистическая отчетность по форме 2-ТП (воздух) заполняется на официальном сайте Росприроднадзора в «Личном кабинете природопользователя» (lk.rpn.gov.ru) (далее – ЛКП).
Подробная инструкция по заполнению отчета в ЛКП расположена на странице https://lk.rpn.gov.ru/login слева внизу в разделе «Инструкции и требования» или по ссылке https://lk.rpn.gov.ru/instructions.
Кроме того, прием статистической отчетности в бумажном виде по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (воздух) начиная с 01.01.2022, не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Прием статистической отчетности Росприроднадзором осуществляется только в электронном виде в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц может не являться исчерпывающим.
Таким образом, отсутствие индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области охраны атмосферного воздуха в Перечне не освобождает их от обязанности по предоставлению Отчетности.
Получить услугу можно в территориальном органе Росприроднадзора по месту своего нахождения.
Обязанность предоставления респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, документированных
по формам федерального статистического наблюдения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если иное не установлено федеральными законами, определена частью 7 статьи 8 Федерального закона
от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».
При этом согласно пункту 3.1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2021
№ 443-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.09.2024 все представители юридических лиц
или индивидуальных предпринимателей, действующие от имени представляемых на основании доверенности, при подписании электронного документа квалифицированной электронной подписью такого представителя прикладывают доверенность, выданную в электронной форме
и подписанную квалифицированной электронной подписью
(далее – машиночитаемая доверенность).
Особенности использования квалифицированной электронной подписи
при участии в правоотношениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также порядок предоставления машиночитаемой доверенности, установлены статьями 17.2, 17.3 Федерального закона
от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
В настоящее время в справочник Единого портала государственных услуг (функций) (далее – ЕПГУ) добавлены полномочия для возможности формирования машиночитаемой доверенности с предоставлением права подписания экологической отчетности и заявлений по государственным услугам Росприроднадзора для направления их посредством Личного кабинета природопользователя.
При формировании машиночитаемой доверенности необходимо выбрать следующие полномочия:
- Формирование и подписание юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями отчетности посредством личного кабинета природопользователя
- Формирование и подписание юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями заявлений по государственным услугам посредством личного кабинета природопользователя.
Инструкция по формированию машиночитаемой доверенности размещена на официальном сайте: https://rpn.gov.ru/about/informing/machine-readable-proxy/
В отношении подачи статистической отчетности в Личном кабинете природопользователя доступен функционал загрузки машиночитаемой доверенности.
Учитывая, что респондентам требуется время для решения организационных и технических вопросов для реализации условий подписания документов квалифицированной электронной подписью, Росприроднадзор планирует осуществлять сбор первичных статистических данных за 2024 год, в том числе с приложением доверенности представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя в электронной форме (в виде скан-образа).
Вместе с тем Росприроднадзор рекомендует предусмотреть возможность подтверждения полномочий представителей посредством машиночитаемой доверенности в Личном кабинете природопользователя (lk.rpn.gov.ru), загруженной в профиль организации.
Инструкция по работе с машиночитаемой доверенностью в Личном кабинете природопользователя размещена в разделе «Инструкции
и требования».
В части заполнения раздела 3 формы № 2-ТП (воздух) сообщаем, что приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» утверждена форма № 2-ТП (воздух) с указаниями по ее заполнению, являющимися приложением к данному приказу (далее – Указания).
При этом указанный приказ утвержден раньше, чем изменилась система нормирования с вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 20 Указаний раздел 3 заполняют все предприятия независимо от того, имеют ли они установленные нормативы, находятся ли те в стадии разработки или работы по ним вообще не велись.
Также предприятия, разработавшие в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и (или) временно согласованных выбросов (ВСВ) и получившие разрешения на выброс этих веществ, заполняют строки 301 - 303.
Предприятия, которые не проводили работу по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или не закончили в полном объеме эту работу и не получили соответствующего разрешения на выброс от контролирующих органов, заполняют только в графах 1, 2 и 4 строку 301, а в графе 3 ставят прочерк.
Предприятия, разработавшие в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и (или) временно согласованных выбросов (ВСВ) и получившие разрешения на выброс этих веществ, заполняют строки 301 - 303.
В графе 3 указывается объем разрешенного выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками.
Предприятия, имеющие разрешение на выброс, по перечисленным выше графам в строке 302 выделяют данные об источниках выбросов, по которым для каждого вещества, поступающего в атмосферу, установлен норматив ПДВ, а в строке 303 – норматив ВСВ.
Таким образом, хозяйствующие субъекты, получившие комплексное экологическое разрешение (далее – КЭР), заполняют строку 301 графы 3 (разрешенный выброс в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду) в соответствии с данными КЭР. При этом общее значение разрешенного выброса рассчитывается как сумма значений утвержденных нормативов допустимых выбросов, технологических нормативов и значений выбросов иных загрязняющих веществ, выброшенных в отчетном году в соответствии с данными первичного учета (выброс которых является разрешенным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации).
В дальнейшем указанное значение разбивается на данные нормативов допустимых выбросов, технологических нормативов (строка 302) или временно разрешенных выбросов (строка 303) в соответствии со значениями, указанными в КЭР.
Под разрешенным выбросом для объектов НВОС II категории принимаются нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в декларации о воздействии на окружающую среду, а также временно разрешенные выбросы, указанные в разрешении на временные выбросы.
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, получивших до 1 января 2019 года разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух до дня истечения срока действия таких разрешений либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду, а также для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, с 1 января 2019 года получивших или переоформивших разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, до получения комплексных экологических разрешений, предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух признаются соответственно нормативами допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, технологическими нормативами.
Под разрешенным выбросом для объектов НВОС III категории принимается сумма загрязняющих веществ I, II класса опасности (высокотоксичные вещества, вещества, обладающие канцерогенными, мутагенными свойствами, за исключением радиоактивных веществ), указанных в утвержденных НДВ и веществ III, IV класса опасности, указанных в заявке о постановке объектов на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При этом объекты НВОС III категории, получившие разрешение на временные выбросы, должны учитывать эти данные в строке 301 и 303.
Под разрешенным выбросом для объектов НВОС IV категории принимается их фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Также обращаем внимание, что согласно пункту 13 Указаний в случае изменения методологии исчисления показателей в пояснении к отчету указываются название документа, его реквизиты (номер, дата) и кем он утвержден.
Таким образом, при заполнении формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) респондентам необходимо руководствоваться Указаниями и терминами действующего законодательства Российской Федерации.
По вопросу предоставления формы федерального статистического наблюдения № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха» по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, относящимся к IV категории.
Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» утверждена форма № 2-ТП (воздух) с указаниями
по ее заполнению, являющимися приложением к данному приказу (далее – Указания).
Согласно п. 1 Указаний форму федерального статистического наблюдения
№ 2-ТП (воздух) заполняют юридические лица, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (включая котельные), независимо от того, оборудованы они очистными установками или нет, от которых в отчетном году осуществлялся выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
В соответствии с п. 4 Указаний сведения предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в случае, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, превышают 10 тонн в год или составляют от 5 до 10 тонн в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих атмосферу веществ 1 и (или) 2 класса опасности.
Форма предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора только при наличии наблюдаемого события. В случае отсутствия события отчет по форме № 2-ТП (воздух) в территориальные органы Росприроднадзора не предоставляется.
Для объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящимся к IV категории, в Личном кабинете природопользователя (lk.rpn.gov.ru) при заполнении отчетов по форме № 2-ТП (воздух) предусмотрен выбор чек-бокса «Объект без кода» в разделе отчета «Объект негативного воздействия».
Контактные данные специалистов для связи
- Республика Татарстан, г. Казань, ул. Вишневского, д. 26 А, кабинет 306.
Тужилкина Юлия Алексеевна
телефон 8 (843) 2-000-331, (доб. 16128)
rpn16@rpn.gov.ru
- Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., д. 3, 5 этаж, кабинет 503.
телефон: 8 (843) 2-000-331
rpn21@rpn.gov.ru
- Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский пр., 24 А., кабинет 207.
Ситдикова Милауша Альбертовна
телефон: 8 (843) 2-000-335 (доб. 16619)
rpn12@rpn.gov.ru